На главную!

Работа с родителями

 

Круглый стол
"Рюкзак для добрых пап"

Мужчине в семье традиционно приписывается роль кормильца. Зачастую складывается так, что только этим и ограничивается его присутствие в семье. Воспитание же детей почти всегда целиком и полностью ложится на плечи женщины. Вместе с тем, отец и мать как с юридической, так и с психологической точки зрения — партнеры.

Равноправие супругов выражается в распределении их прав и обязанностей, участии в воспитании детей и ответственности за них.

Между тем, многие современные женщины все меньше времени уделяют семье и непосредственно воспитанию детей. Они наравне с мужчинами пытаются реализовать себя, делают карьеру. Отцы берут при этом часть домашних обязанностей на себя, занимаются воспитанием детей.

И в том и в другом случае возникают определенные проблемы в отношениях ребенка и отца. В первом случае — из-за неучастия папы в жизни своего чада, а во втором — из-за банального отсутствия какого-либо представления о том, каким должен быть "успешный" отец.

Залогом успеха мужчины как отца является его причастность к жизни малыша. Отец для своего ребенка — источник информации о мире, технике,
труде людей. Тесное общение с папой положительно влияет на общее развитие малыша. Так, у сына благодаря контактам с отцом формируются истинно мужские черты — способность принимать ответственные решения, проявлять силу, выдержку и волю, защищать и помогать слабым, крепнет внутренняя уверенность и сила.

Также роль отца важна для половой самоидентификации мальчика. Родитель является для него своеобразной моделью-примером для подражания. Поэтому так важно, чтобы между папой и ребенком как можно раньше установились доверительные, партнерские отношения.

Однако для того чтобы выполнять все эти функции, родителю необходимо заниматься самовоспитанием, пересматривать свои взгляды на успешное отцовство, сложившиеся в обществе модели роли отца в семье. В зависимости от возраста мужчины отцовские чувства к ребенку и понятия о правильных методах воспитания имеют разный характер. Чем позднее у него появляются дети, тем он больше им сопереживает и понимает их, тем больше вероятность того, что его стиль воспитания будет гуманно демократическим. Такие отцы получают удовольствие от общения, игр и занятий с ребенком, стремясь передать ему все лучшее, чем владеют сами. В воспитании ребенка, здорового как физически, так и психически, особое значение имеет стиль взаимоотношений между матерью и отцом, психологическая атмосфера в семье, согласованность в требованиях и подходах к воспитанию малыша.

Цели проекта:
■ оптимизация отношений партнерства и сотрудничества между отцом и ребенком в семье;
■ психолого-педагогическая помощь отцам воспитанников ДОУ
в осознании своей роли, значения и возможности в воспитании здорового успешного ребенка, овладении эффективными
способами и приемами установления отношений оптимистичного сотрудничества с матерями и детьми в семье.

Задачи проекта:
интерпретация и доведение до отцов воспитанников ДОУ психолого-педагогической и юридической информации о воспитании, обучении и развитии детей 2-7 лет;
информирование отцов об их правах и обязанностях в воспитании детей, правами ребенка и его матери;
ознакомление и упражнение в организации игр и общения с детьми разного возраста и пола — мальчиками и девочками;
обмен опытом по укреплению организма и физическому воспитанию сына или дочери, воспитанию воли и дисциплинированности;
знакомство с культурными маршрутами в городе, организацией занимательного развивающего досуга с детьми;
сотрудничество детского сада с отцами воспитанников в решении задач образовательной программы ДОУ по организации игровой, творческой, конструктивной и трудовой деятельности детей в детском саду.

В рамках реализации психолого-педагогического проекта "Рюкзак для добрых пап" предполагаются разнообразные формы взаимодействия с папами воспитанников в целях оказания им информационной и практической поддержки в решении проблемы оптимизации отношений партнерства и сотрудничества с ребенком.
В частности, предлагаются эффективные формы доведения до пап психолого-педагогической информации о значении и характере общения с ребенком.

Важное место в проекте отводится активному участию отцов в деятельности ребенка в дошкольном учреждении, организации различных акций, открывающих детям любящих, творческих, добрых пап.

Одной из самых действенных форм взаимодействия с папами стала информационно-практическая программа "Папина школа". Занятия в школе проводятся несколько раз в год, программа рассчитана на несколько лет и реализуется

Формы взаимодействия с отцами воспитанников
Информационно-практическое занятие "Папина школа".


Доверительные коллоквиумы.

Дни открытых дверей для пап.

Совместные игры и занятия с детьми в детском саду:
веселые старты;
игрища;
шашечный турнир;
минута славы;
папа-мастер.

5. Конкурсы:
"Папа может!";
"Зимние игрища";
Шашечный турнир.

Папины проекты:
"Мы с папой любим спорт";
"Когда мы маме помогаем";
"Когда мамы нет дома".

Рассказы детей:
"Папа может";
"Кем работает мой папа";
"Когда я буду папой".

Мультимедийные презентации:
"Как я воспитываю своего сына (дочку)";
"Где бывали, что видали";
"Кем я работаю".

Акция "Папы для детского сада (весенние и осенние субботники)".

10.Информационные окна:
"Трудно быть папой";
"Папа - лучший друг";
"Кнут и пряник";
"Развиваем самостоятельность";
"О вреде гиперопеки";
"Хорошие дети не злятся?";
"Маленький упрямец";
"Особенности воспитания дочки"
"Наши мальчики";
"Умные игры".

в соответствии с тематическим и учебным планами.
Необходимость появления такой программы вызвана очевидной некомпетентностью большинства пап в юридических и психолого педагогических вопросах, касающихся их детей. Кроме того, у многих пап
попросту нет практического опыта в воспитании детей, что является причиной некоторых проблем в общении с ребенком.
Наблюдения показывают, что устранение отцов от участия в играх и занятиях
с ребенком напрямую связано с отсутствием собственных представлений и образов "играющего, читающего, беседующего" отца, знаний о роли тесного общения папы и малыша для развития последнего.
Можно отметить наличие у мужчин подсознательного страха нанести маленькому ребенку вред, травмировать его во время игр.
Коллоквиум (от лат. — colloquium) переводится как разговор, беседа, либо
разновидность занятия, имеющая целью выяснение и повышение знаний.
Еще одной весьма эффективной формой общения с папами являются доверительные коллоквиумы, которые проводятся на приемах у заведующего, педагога-психолога или врача ДОУ в соответствии с тематическим планом (приложение 3).
Коллоквиум является уникальным и незаменимым вариантом взаимодействия образовательного учреждения с родителями. Основной задачей проведения доверительных коллоквиумов является повышение уровня доверия и открытости между родителями и педагогами детского сада, а также обмен папиным опытом воспитания здорового и счастливого ребенка.
Несмотря на достаточно сложную ситуацию в современном обществе, данный проект успешно реализуется и достигает намеченных целей. Папы наших воспитанников стали больше времени проводить со своими детьми и интересоваться, чем живет их ребенок.

Приложение 1
Учебный план "Папиной школы" на 2007-2011 гг.
 

Учебные предметы Количество занятий
Основы семейного права 1 занятие (ежегодно)
Знаю ли я своего ребенка 2 занятия (в течение учебного года)
Папины практикумы 3 занятия (в течение учебного года)
Домашняя работа Форма — зачет.

Мультимедийный (или фото-) проект (тема по выбору):
• Отдыхаем всей семьей;
• Вместе весело играть;
• Папа, мама, я — спортивная семья;
• Прогулки по Москве;
• Кем работает мой папа

Уважаемые родители!

Для того чтобы наша встреча прошла более эффективно и принесла максимальную пользу каждому ее участнику, мы хотели бы узнать ваше мнение по ряду вопросов. Нам хотелось бы, чтобы ваши ответы были, насколько это возможно, искренними и подробными.

1. Какие положительные черты присущи вашему ребенку? ___________________
2. Какие отрицательные черты присущи вашему ребенку?___________________
3. Чем любит заниматься ваш ребенок? ____________________________________
4. С кем больше всего любит общаться ваш ребенок?________________________
5. Часто ли вы говорите ребенку, что он красавец (а), богатырь, талант?_________
6. Как ребенок реагирует на это?____________________________________________
7. Что, прежде всего, необходимо развивать у вашего ребенка:
речь; ____________________________________________
любознательность;________________________________
интеллект;________________________________________
навыки общения со сверстницами;__________________
навыки общения со сверстниками;__________________
навыки самообслуживания;________________________
творческие способности;___________________________
физическую силу и выносливость.___________________
 

Hosted by uCoz