Круглый стол
"Рюкзак для добрых пап"
Мужчине в семье традиционно приписывается роль
кормильца. Зачастую складывается так, что только этим и ограничивается
его присутствие в семье. Воспитание же детей почти всегда целиком и
полностью ложится на плечи женщины. Вместе с тем, отец и мать как с
юридической, так и с психологической точки зрения — партнеры.
Равноправие супругов выражается в распределении их прав и обязанностей,
участии в воспитании детей и ответственности за них.
Между тем, многие современные женщины все меньше времени уделяют семье и
непосредственно воспитанию детей. Они наравне с мужчинами пытаются
реализовать себя, делают карьеру. Отцы берут при этом часть домашних
обязанностей на себя, занимаются воспитанием детей.
И в том и в другом случае возникают определенные проблемы в отношениях
ребенка и отца. В первом случае — из-за неучастия папы в жизни своего
чада, а во втором — из-за банального отсутствия какого-либо
представления о том, каким должен быть "успешный" отец.
Залогом успеха мужчины как отца является его причастность к жизни
малыша. Отец для своего ребенка — источник информации о мире, технике,
труде людей. Тесное общение с папой положительно влияет на общее
развитие малыша. Так, у сына благодаря контактам с отцом формируются
истинно мужские черты — способность принимать ответственные решения,
проявлять силу, выдержку и волю, защищать и помогать слабым, крепнет
внутренняя уверенность и сила.
Также роль отца важна для половой самоидентификации мальчика. Родитель
является для него своеобразной моделью-примером для подражания. Поэтому
так важно, чтобы между папой и ребенком как можно раньше установились
доверительные, партнерские отношения.
Однако для того чтобы выполнять все эти функции, родителю необходимо
заниматься самовоспитанием, пересматривать свои взгляды на успешное
отцовство, сложившиеся в обществе модели роли отца в семье. В
зависимости от возраста мужчины отцовские чувства к ребенку и понятия о
правильных методах воспитания имеют разный характер. Чем позднее у него
появляются дети, тем он больше им сопереживает и понимает их, тем больше
вероятность того, что его стиль воспитания будет гуманно
демократическим. Такие отцы получают удовольствие от общения, игр и
занятий с ребенком, стремясь передать ему все лучшее, чем владеют сами.
В воспитании ребенка, здорового как физически, так и психически, особое
значение имеет стиль взаимоотношений между матерью и отцом,
психологическая атмосфера в семье, согласованность в требованиях и
подходах к воспитанию малыша.
Цели проекта:
■ оптимизация отношений партнерства и сотрудничества между отцом и
ребенком в семье;
■ психолого-педагогическая помощь отцам воспитанников ДОУ
в осознании своей роли, значения и возможности в воспитании здорового
успешного ребенка, овладении эффективными
способами и приемами установления отношений оптимистичного
сотрудничества с матерями и детьми в семье.
Задачи проекта:
интерпретация и доведение до отцов воспитанников ДОУ
психолого-педагогической и юридической информации о воспитании, обучении
и развитии детей 2-7 лет;
информирование отцов об их правах и обязанностях в воспитании детей,
правами ребенка и его матери;
ознакомление и упражнение в организации игр и общения с детьми разного
возраста и пола — мальчиками и девочками;
обмен опытом по укреплению организма и физическому воспитанию сына или
дочери, воспитанию воли и дисциплинированности;
знакомство с культурными маршрутами в городе, организацией
занимательного развивающего досуга с детьми;
сотрудничество детского сада с отцами воспитанников в решении задач
образовательной программы ДОУ по организации игровой, творческой,
конструктивной и трудовой деятельности детей в детском саду.
В рамках реализации психолого-педагогического проекта "Рюкзак для добрых
пап" предполагаются разнообразные формы взаимодействия с папами
воспитанников в целях оказания им информационной и практической
поддержки в решении проблемы оптимизации отношений партнерства и
сотрудничества с ребенком.
В частности, предлагаются эффективные формы доведения до пап
психолого-педагогической информации о значении и характере общения с
ребенком.
Важное место в проекте отводится активному участию отцов в деятельности
ребенка в дошкольном учреждении, организации различных акций,
открывающих детям любящих, творческих, добрых пап.
Одной из самых действенных форм взаимодействия с папами стала
информационно-практическая программа "Папина школа". Занятия в школе
проводятся несколько раз в год, программа рассчитана на несколько лет и
реализуется
Формы взаимодействия с отцами воспитанников
Информационно-практическое занятие "Папина школа".
Доверительные коллоквиумы.
Дни открытых дверей для пап.
Совместные игры и занятия с детьми в детском саду:
веселые старты;
игрища;
шашечный турнир;
минута славы;
папа-мастер.
5. Конкурсы:
"Папа может!";
"Зимние игрища";
Шашечный турнир.
Папины проекты:
"Мы с папой любим спорт";
"Когда мы маме помогаем";
"Когда мамы нет дома".
Рассказы детей:
"Папа может";
"Кем работает мой папа";
"Когда я буду папой".
Мультимедийные презентации:
"Как я воспитываю своего сына (дочку)";
"Где бывали, что видали";
"Кем я работаю".
Акция "Папы для детского сада (весенние и осенние субботники)".
10.Информационные окна:
"Трудно быть папой";
"Папа - лучший друг";
"Кнут и пряник";
"Развиваем самостоятельность";
"О вреде гиперопеки";
"Хорошие дети не злятся?";
"Маленький упрямец";
"Особенности воспитания дочки"
"Наши мальчики";
"Умные игры".
в соответствии с тематическим и учебным планами.
Необходимость появления такой программы вызвана очевидной
некомпетентностью большинства пап в юридических и психолого
педагогических вопросах, касающихся их детей. Кроме того, у многих пап
попросту нет практического опыта в воспитании детей, что является
причиной некоторых проблем в общении с ребенком.
Наблюдения показывают, что устранение отцов от участия в играх и
занятиях
с ребенком напрямую связано с отсутствием собственных представлений и
образов "играющего, читающего, беседующего" отца, знаний о роли тесного
общения папы и малыша для развития последнего.
Можно отметить наличие у мужчин подсознательного страха нанести
маленькому ребенку вред, травмировать его во время игр.
Коллоквиум (от лат. — colloquium) переводится как разговор, беседа, либо
разновидность занятия, имеющая целью выяснение и повышение знаний.
Еще одной весьма эффективной формой общения с папами являются
доверительные коллоквиумы, которые проводятся на приемах у заведующего,
педагога-психолога или врача ДОУ в соответствии с тематическим планом
(приложение 3).
Коллоквиум является уникальным и незаменимым вариантом взаимодействия
образовательного учреждения с родителями. Основной задачей проведения
доверительных коллоквиумов является повышение уровня доверия и
открытости между родителями и педагогами детского сада, а также обмен
папиным опытом воспитания здорового и счастливого ребенка.
Несмотря на достаточно сложную ситуацию в современном обществе, данный
проект успешно реализуется и достигает намеченных целей. Папы наших
воспитанников стали больше времени проводить со своими детьми и
интересоваться, чем живет их ребенок.
Приложение 1
Учебный план "Папиной школы" на 2007-2011 гг.
Учебные предметы |
Количество занятий |
Основы семейного права |
1 занятие (ежегодно) |
Знаю ли я своего ребенка |
2 занятия (в течение учебного года) |
Папины практикумы |
3 занятия (в течение учебного года) |
Домашняя работа |
Форма — зачет. Мультимедийный (или фото-) проект (тема по
выбору):
• Отдыхаем всей семьей;
• Вместе весело играть;
• Папа, мама, я — спортивная семья;
• Прогулки по Москве;
• Кем работает мой папа |
Уважаемые родители!
Для того чтобы наша встреча прошла более эффективно и принесла
максимальную пользу каждому ее участнику, мы хотели бы узнать ваше
мнение по ряду вопросов. Нам хотелось бы, чтобы ваши ответы были,
насколько это возможно, искренними и подробными.
1. Какие положительные черты присущи вашему ребенку? ___________________
2. Какие отрицательные черты присущи вашему ребенку?___________________
3. Чем любит заниматься ваш ребенок?
____________________________________
4. С кем больше всего любит общаться ваш
ребенок?________________________
5. Часто ли вы говорите ребенку, что он красавец (а), богатырь,
талант?_________
6. Как ребенок реагирует на
это?____________________________________________
7. Что, прежде всего, необходимо развивать у вашего ребенка:
речь; ____________________________________________
любознательность;________________________________
интеллект;________________________________________
навыки общения со сверстницами;__________________
навыки общения со сверстниками;__________________
навыки самообслуживания;________________________
творческие способности;___________________________
физическую силу и выносливость.___________________
|